SAP, SecAir - Secondary Air Pump: Система вторичного воздуха, или "вторичка"
Очень часто в нашу компанию обращаются клиенты с просьбой отключить "вторичку" на бензиновых моторах.
Что такое SecAir (Secondary Air Pump, SAP) и зачем вообще нужна эта система мы сегодня постараемся вам изложить
Как это работает. Теория
Как известно, двигатель заводится и прогревается на достаточно богатой топливо-воздушной смеси. То есть более чем надо бензина по отношению к кислороду. Любой современный мотор, пусть даже с форкамерным воспламенением как на современных болидах формулы один, никогда не сможет дожечь полностью смесь и она, естественно, будет в такт выпуска уходить в атмосферу. То есть на выходе мы получаем много окисей углерода и недогоревших углеводородных соединений (СО и СН)
Экологи, конечно же, этим фактом не особо довольны и поставили задачу инженерам снизить их количество даже на моменте пуска и прогрева мотора
В нормальных условиях эту проблему решает катализатор. Беда в том, что каталитический процесс протекает при определённых условиях, одним из которых является определённый температурный режим. Другое условие нормальной работы катализатора - процесс эффективно идёт при определённых показаниях лямбды, то есть смесь не должна быть слишком переобогащенной
Инженеры в свою очередь придумали довольно простую вещь - дополнительно окислить выхлопные газы. Для этого они стали подавать чистый атмосферный воздух прям в выпускной коллетор перед каталитическим нейтрализатором
Благодаря впуску чистого воздуха за выпускными клапанами мы получаем обогащение ОГ кислородом происходит дожиг (окисление) углеводородов и оксидов углерода с выделением значительного количества тепловой энергии. Это выделяемое тепло идёт на прогрев каталитического нейстрализатора
Из чего состоит система
Система подачи вторичного воздуха довольно просто и состоит из сделующих компонентов:
-насос, создающий определённый поток
-запорный клапан, с одной стороны дозирующий определённый объём воздуха на выпуск, с другой - не дающий отработанным газам поступать в обратку к насосу
-датчик давления
-подводные патрубки
При V-образном моторе, соответственно, количество компонентов умножается на 2
Основные проблемы "вторички" и их решение
Конечно, ломаться может любой управляющий или диагностирующий элемент системы. Довольно редко мрут насосы и датчики давления. Самая частая беда - это заклинивание клапанов
При любой из поломок системы блок управления двигателем, диагностировав проблему, записывает ошибку, высвечивает "чек" на приборку и включает аварийный режим, ограничивая мощность двигателя
Решением в случае поломки как всегда 2: либо чинить и ждать следующего "нежданчика", либо отключать эту систему и забывать как про страшный сон!
Отключение системы предполагает два этапа:
-программное отключение контроля системы. То есть отключа.тся аварийный режимы и диагностика по SecArir в прошивке блока управления двигателем
-обеспечение герметичности выпуска. При этом надо либо убедиться, что клапана полностью закрыты, либо установить заглушки. При согласовании с клиентом можно и демонтировать полностью систему, но в этом нет необходимости. Достаточно и просто вышеописанных действий
Контакты:
Остались вопросы? Звоните
Пишите: |
О том же самом можно посмотреть в соответствующем ролике на нашем канале Youtube